Жидкое озеро на Марсе может быть свидетельством того, что Красная Планета все еще вулканически активна

mars magma 2В прошлом году мы получили несколько важных новостей с Красной планеты - огромное озеро с жидкой водой было обнаружено подо льдом у южного полюса Марса. Опираясь на это, новое исследование теперь изучило, как оно могло туда попасть, и пришло к выводу, что должен быть подземный источник тепла для воды, чтобы она могла там скапливаться. Чтобы это произошло, Марс должен был проявить вулканическую активность намного позже, чем принято считать, и может даже быть активным сегодня.

Обнаруженное с помощью радиолокационных приборов на борту орбитального аппарата Mars Express жидкое озеро находится под 1,5 км (0,9 мили) твердого льда и простирается на 20 км (12,4 мили). Считается, что в нем растворены огромные количества солей натрия, магния и кальция, что поддерживает его в жидком состоянии при температуре значительно ниже обычной точки замерзания воды.

Но, как показывает новое исследование, только соль не может быть единоличной - вначале должен был быть источник тепла для образования озера. И закопанное под таким большим количеством льда, получить тепло озеро только снизу. Здесь, на Земле, благодаря ледяным покровам под водой покрывается жидкая вода.

Десятилетия наблюдений показали, что когда-то Марс был очень вулканически активным местом, но обычно считается, что он был довольно тихим в течение последних нескольких миллионов лет. Для того, чтобы озеро такого размера все еще присутствовало сегодня, исследователи подсчитали, что в течение последних 300 000 лет или около того должна была наблюдаться вулканическая активность с накоплением магмы в камере примерно на 10 км (6,2 мили) ниже поверхности. И с активностью, которая имеется в последнее время, с геологической точки зрения, есть шанс, что это все еще происходит сейчас.

"Это будет означать, что внутри Марса все еще идет активное формирование магматических очагов, и это не просто холодное внутри место", - говорит Али Брансом, один из ведущих авторов исследования.

mars magma 4Конечно, команда признает, что первоначальное открытие озера, возможно, было результатом неверно истолкованных данных, поэтому есть вероятность, что там вообще нет воды. Но для новой работы исследователи начали с предположения о существовании, а затем работали задом наперед, чтобы определить условия, необходимые для его существования. И они правдоподобны.

Если на Марсе есть вода, это может помочь сократить ресурсы, которые будущие астронавты должны взять с собой, а также коренным образом изменить наше понимание шансов внеземной жизни на Марсе или любой другой планете.

"Мы думаем, что если есть какая-то жизнь, она, вероятно, должна быть защищена в недрах от излучения. Если сегодня по-прежнему действуют магматические процессы, возможно, они были более распространены в недавнем прошлом и могли бы обеспечить более широкое плавление базальных частиц. Это может обеспечить более благоприятную среду для жидкой воды и, следовательно, возможно, для жизни",
,- говорит Брэмсон.

Исследование было опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Источник: American Geophysical Union.