Гигантский метеорный кратер, найденный под гренландской ледяной шапкой

greenland crater 4Ученые, возглавляемые Центром геогенетики Университета Копенгагена в Музее естественной истории Дании, нашли древний метеорный кратер под ледяной шапкой Гренландии, который больше Парижа. Обнаруженные с использованием наземных радиолокационных данных, собранных NASA, ударный кратер имеет диаметр 31 км, глубину около 305 м и погребён под 1000 метровым слоем ледникового льда.

До сих пор Гренландия считалась лишенной ударных кратеров. Однако открытие кратера под ледником Гайавата показывает, что не только область имеет ударные кратеры, но также это один из 25 крупнейших ударных кратеров на Земле.

greenland crater 2По словам команды, то, что теперь называется кратером Гайавата, вероятно, сформировалось менее трех миллионов лет назад и, возможно, всего 12 000 лет назад, когда металлический метеор шириной около полумили (800 м) упал на землю. Это делает его одним из самых молодых ударных кратеров, найденных на Земле, и помогает объяснить, почему он выжил. На протяжении тысячелетий он в конце концов наполнялся льдом, пока только контур края ледника, как видно из воздуха, не дает никакого намека на то, что лежит внизу.

greenland crater 3По данным NASA, датские ученые впервые подозревали существование кратера в 2015 году, когда они использовали радиолокационные данные из Операции IceBridge NASA и более ранние воздушные миссии, чтобы сопоставить топографию земли под ледяной шапкой. Когда они подошли к леднику Гайавата на краю ледникового щита на северо-западе Гренландии, они обнаружили круговую депрессию на земле.

greenland crater 1Последующие исследования с использованием спутниковых снимков с помощью спектрорадиометрического прибора с умеренной разрешающей способностью на спутниках Terra и Aqua NASA и еще с аэрофотосъемки в мае 2016 года из немецкого института Альфреда Вегенера с новым радаром из Университета Канзаса предоставили более плотный и целенаправленный набор данных что подтвердило круговой обод кратера.

Кроме того, экспедиции в 2016 и 2017 годах выявили геологические данные, подтверждающие гипотезу метеора.

"Кварцевый песок, из кратера, имел плоские деформационные признаки, говорят о сильном ударе, что является убедительным доказательством того, что углубление под ледником Гайавата является метеоритным кратером",

- говорит доцент Николас Ларсен из Орхусского университета в Дании.

Команда продолжает изучение кратера и надеется узнать больше о том, как его формирование повлияло на климат Земли.

Исследование было опубликовано в Science Advances, а в видео ниже рассматривается кратер Гайавата.

Источник: NASA